Zhukova Сентябрь - 14 - 2014

Рано или поздно с этим сталкиваются почти все родители школьников.

iCAB27698

Признаки:

  • Невозможно усадить его или ее за уроки. А если и  удается,  то ненадолго. Плохая работоспособность.

  •  В дневнике появляются записи «Вертелся на уроке, мешал товарищам», «витает в облаках», «может, но не хочет», «умный, но рассеянный».

  • Непривычный разброс оценок: пятерки вперемежку с тройками и даже двойками.

  • Почерк укрупняется или, наоборот, начинает мельчить. Могут чередоваться очень большие и очень маленькие буквы. Если пишет на нелинованной бумаге, строчка может резко падать вниз.

  • Увеличивается число глупых, нелогичных ошибок, описок. Ребенок чаще пропускает буквы, не дописывает слова.

  • Ребенок то и дело роняет ручку, пенал, тетрадь.

  • Обилие необдуманных движений и действий. Агрессивность или заторможенность. Неоттормаживаемый смех или плач.

  • Жалобы на головную боль, на боль в животе, тошноту. Опущенные плечи, шаркающая походка.

Причина:

А дело скорее всего в том, что на дворе — конец очередной учебной четверти, в ежедневном расписании школьника — все, что угодно, только не прогулки на свежем воздухе, и его растущий мозг устал. Истощился.

В этом случае мозг ребенка работает как лампочка в полнакала. Для того, чтобы приступить к какой-то деятельности, нужна активация психических процессов — а для этого не хватает сил. Процессы торможения и возбуждения оказываются разбалансированными, а ведь для того, чтобы переключиться с одного дела на другое, они должны включиться последовательно. Вот и получается, что ребенок, например, сидит весь день над одним заданием — не может ни мобилизовать свои силы, ни переключиться на что-то другое.

Иными словами, - большая часть школьных трудностей детей связана сегодня с так называемым нарушением нейродинамики протекания нервно-психических процессов. То есть работа мозга затруднена: или тем, что разные его отделы недостаточно связаны между собой, или тем, что МОЗГУ НЕ ХВАТАЕТ ЭНЕРГИИ.

ПОМОЩЬ:

  • ДУШЕВНЫЙ КОМФОРТ РЕБЕНКА — основа для его физического и мозгового благополучия. Один невропатолог ответил на вопрос родителей, как им лечить ребенка: «Любите его». Для детей это главное лекарство.

  • ВЫПОЛНЕНИЕ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

1) ОРГАНИЗОВАТЬ ПРОСТРАНСТВО. Помимо общих гигиенических требований к рабочему месту, оно должно быть структурировано: пусть на столе, под столом, на полке, в шкафу будет побольше коробочек, ящичков, всевозможных разделителей и т.п., помогающих раскладывать вещи по местам. Детям необходима пространственная структура, чтобы и в голове тоже был порядок.

2) СЛЕДИТЬ ЗА ВРЕМЕНЕМ. Выделять короткие промежутки времени (10, 15 минут) на выполнение отдельного задания. Предлагать ребенку самому себя контролировать: по часам со стрелкой; с помощью будильника. Полезно, чтобы будильник оповещал об окончании длительного периода (большое домашнее задание; игра + уборка игрушек). Первый звонок: пора начать заканчивать. Второй звонок: конец деятельности.

3) ВЫДЕРЖИВАТЬ РИТМ. При проблемах с работоспособностью у младших школьников он должен быть таким: 20 минут активности, 10 минут перерыва.

4) РАБОТАТЬ ТОЛЬКО НА ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЯХ. Отмечать даже самые маленькие успехи. В перерыве ребенка должно ждать что-то хорошее (он может не знать, что именно).

ДЛЯ ПЕРЕРЫВА ПОДХОДИТ: перекус (чай с лимоном, мед, банан, цитрусовые, орехи, цукаты), гимнастика, просто беготня, помощь по хозяйству, игра. Если ребенок тянется играть, значит, ему это необходимо для развития.

ДЛЯ ПЕРЕРЫВА НЕ ПОДХОДИТ: компьютер, телевизор. Чередование уроков с компьютером не дает мозгу восстановиться. Нормы работы за компьютером для младшего школьника — до 20 минут в день.

Мозг любит:

  • световой день, белый снег
  • бег на лыжах, катание на коньках, плавание
  • хорошо проветриваемые помещения
  • смену деятельности
  • ароматы цитрусовых, лавра, хвойных деревьев

Тонизирующие процедуры

  • Контрастный душ — температура по выбору, комфортная. Без головы.

  • Массаж воротниковой зоны — растирание массажной рукавичкой, сильной струей душа.

  • 50 шагов по холодной воде. На дно ванны наливаем воду комнатной температуры, стелим массажный коврик. Ребенок залезает в ванну и топает по воде. Можно считать шаги или петь ритмичную песенку.

  • Массажные стельки в ботинки на непродолжительное время (дойти до школы и обратно), массажные домашние тапочки (чередовать с другими).

  • Дыхательные упражнения.

Источник: 7я.