Татьяна Егорова Сентябрь - 19 - 2014

Вот и начался учебный год! А с ним уроки в школе и задания на дом.

Roditeli_vse_chashche_delayut_uroki_za_detej__17733099539014521

У многих детей, а сейчас и родителей только одно словосочетание «домашнее задание» вызывает чувство тревоги, страха и даже ужаса. Мы вспоминаем о стрессах, недосыпаниях, нервных расстройствах и испорченных отношениях, связанных с выполнением домашних заданий. 

Как не вспомнить анекдот на эту злободневную тему «Уроки сделаны!!! Мама охрипла…ребёнок оглох..соседи выучили всё наизусть!!!»

НО!!! Как бы мы не желали, не хотели, домашнее задание было, есть и будет!

Давайте будем готовы к его выполнению.

 В каком бы классе их не задавали, есть некоторые правила, научившись выполнять которые,  и детям и их родителям будет намного легче справиться с этим не лёгким элементом школьной жизни.

Запомните!

 1. Приучать к выполнению домашнего задания надо как минимум с 1 класса, т.е. должен быть режим дня!

 2. Необходимо трудиться каждый день по каждой дисциплине!

Как учить!

 Правила

Работа традиционно начинается с письменных предметов. Даже если тему изучаете  не первый день и вы знаете, как выполнять работу, все-таки начните с повторения правила.

Правила обязательно надо учить! Ведь часто бывает, что тема понятна, как делать задание известно, а учитель во время ответа у доски возьмет и спросит правило! И срывается хорошая оценка.

Схема 1. Как учить правило

Девиз схемы «Qui scribit, bis legis» — «Кто пишет, тот читает дважды».

·        Читаешь правило несколько раз, вслух, внимательно.

·        Пишешь его на листочке, если что-то забываешь, можно подсмотреть, чтобы получилось точно как в книге.

·        Теперь этот листочек кладешь в книгу как закладку, книгу закрываешь. Пишешь правило на новом чистом листочке, если сразу не получается, можно подсматривать и повторять.

·        После того как ты сам, не подсматривая, написал правило, проверяешь его по книге. Да… ошибок много, но ничего, возьми красную ручку, исправь все, зачеркивай неправильное, а сверху пиши правильное. Подумай, почему появились эти ошибки, еще раз повтори.

·        А потом заново: все закрывай и пиши, написал — проверяй, нашел ошибки — исправляй. До тех пор, пока хотя бы два раза подряд не напишешь без ошибок. Думаешь, это все? Как бы не так!

·        Пока задействована только оперативная память компьютера в твоей голове, а чтобы все это забросить на жесткий диск, надо пару часов подождать. Закончить уроки, поесть или по дому что-нибудь полезное сделать, а потом сесть и на листочке это правило еще раз написать. Не получилось сразу? Бывает! Не расстраивайся, снова принимайся за работу. Теперь дело пойдет быстрее, написал несколько раз без ошибок — отдыхай. Через некоторое время еще раз пиши.

·        Но главная проверка будет утром, если и тогда все без ошибок сможешь написать, не повторяя и не подглядывая, то правило с твоего винчестера уже не сотрется!

Упражнения

Если как выполнять упражнение не понятно,  нечего бояться или стесняться  -  обязательно подойти к педагогу перед уроком, взяв с собой черновик. Преподаватель объяснит, в чем проблема и как справиться с заданием. Если спросить перед занятиями не получилось, а в классе это задание не разбирали или вновь не понял, надо подойти после урока.

Устные уроки

Здесь задания делятся на два типа — читать и учить. Сначала читать параграф (по истории, географии, биологии и т. д.), потом учить даты или то, что выделено жирным шрифтом, далее отвечает на вопросы. (Обратите внимание, нет ли особых заданий — заполнить таблицу или подготовить доклад.) Следующий урок выполняем в той же последовательности: прочитал биографию поэта, выучил стихотворение и т. д. Все определения и даты можно учить, используя схему 1, а вот к стихотворению нужен особый подход.

Схема 2. Как учить стихотворение

Девиз схемы «Repetitio est mater studiorum» — «Повторенье — мать ученья».

·        Читаешь по книге (не забудь представлять все, о чем там говорится, если встречается непонятное слово — посмотри в словаре), потом перечитываешь, стараясь хоть немного не подглядывать.

·        А дальше закрываешь книгу и читаешь сам. Все просто: сколько подсмотрел — столько еще раз рассказал. Пока несколько раз не расскажешь без подглядываний. Тогда можно и на публику выходить.

·        Пусть кто-то тебя проверит. Старайся не тараторить, передавай интонацию.

·        И не забудь: стихотворению, как и правилу, надо «отлежаться» в твоей голове. Дай ему пару часов, а потом посмотри, как оно там — надежно засело или еще не очень.

 Иностранный язык

·        Существует много способов изучения иностранного языка. Если учителя не предлагают своих методов, попробуйте освоить такой. Слова пишешь в две колонки. Потом сворачиваешь листочек по разделительной линии и подписываешь — сначала к русским иностранные, а потом — наоборот. Пока не получится без ошибок. А дальше вразброс. Можешь даже написать на небольших полоски бумаги, например, иностранные слова, перемешать хорошенько, а потом доставать по очереди и подбирать к ним переводы.

·        Не забывай про те слова, которые учил раньше. За несколько таких занятий у тебя скопится много полосок, используй пусть не все, но хотя бы часть из старых.

Иностранные тексты лучше всего учить, как стихотворения, — по схеме 2, а грамматические правила — по схеме 1.

И еще несколько практических советов

  • Если после выполнения домашней работы осталось много свободного времени, можно сделать что-то на другой день.
  • Но урок, приготовленный заранее, обязательно придется повторить! Поначалу такой метод, конечно, покажется долгим и нудным. Но когда он войдет в привычку, вы почувствуете, что времени уходит не так много, а успеваемость стала гораздо выше.
  • Следите, чтобы во время работы не включалась  музыка или телевизор. Даже если кажется, что они совсем не мешают, это не так. Информация, поступающая из телевизора, занимает часть оперативной памяти, тормозит работу, а самое главное — не дает знаниям перейти на винчестер!
  • Заранее готовьте  все необходимое — ручки, карандаши, линейки, чтобы потом не отвлекаться на мелочи.
  • Умение использовать черновик — полезный навык для контрольной работы и экзамена.
  • Старайтесь выполнять задания без спешки. Тщательно проверяйте сделанное.
  • Если задано много — устраивайте перерывы каждые сорок минут, как в школе. Но не затягивайте перемены! В это время голове ребенка нужен отдых, то есть не разрешается читать, смотреть телевизор и играть на компьютере!
  • Если вы заболели или по какой-то причине пропустил несколько школьных дней, узнавайте задания и выполняйте.
  • Не надо бояться учить, даже что-то непонятное. В выученном потом будет легче разбираться.
  • Выписывать сложные формулы или словарные слова на отдельный лист или на карточку. Их можно положить под стекло или повесить на видном месте. Такой способ помогает запомнить самое трудное.

Помните!!! Домашнее задание дается не преподавателю, он-то все это давно знает.

Смысл домашней работы состоит в том, чтобы немного потренировался, а также выяснить, что непонятно из пройденного в классе, и потом разобраться.

Проверяя домашнее задание, преподаватель смотрит, какой тип примеров, заданий не уложился в голове ученика, какое правило не запомнилось. Потом он сможет объяснить школьнику непонятое.

 Удачи и терпения!!!